Пятница, 10.05.2024, 04:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя Мельниченко Геннадия Валентиновича

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности применения методик проведения регламентированного спора при изучении гуманитарных дисциплин в школе.
                                                            Мельниченко Г.В.
Особенности применения методик проведения регламентированного спора при изучении гуманитарных дисциплин в школе.
Методики проведения дебатов и мозгового штурма позволяют четко сформулировать проблемные задачи и создать ситуацию необходимую для их решения на любом уроке. Для реализации данных методик необходимо заинтересовать всех учащихся решением проблемных вопросов. Дебаты и мозговой штурм как виды регламентированного спора дают возможность не только обсуждать общественно важные темы, но и обсуждать учебную деятельность на уроке. Эти методики могут выступать не только как организационная форма обсуждения спорного вопроса, но и как дидактический приём позволяющий оптимизировать изучение любых тем на любых уроках. В основе применения различных форм регламентированного спора или их элементов как дидактических приёмов, находится наличие противоречий присутствующих во многих темах. Исходя из этих утверждений, учащимся были предложены следующие темы:
 - «Нужна ли математика в школе»;
 - «Прав ли Дарвин»;
 - «Противоречивая личность Никиты Хрущева»;
 - «Эдисон талантливый учёный или мошенник»;
 - «НТР – это прогресс общества или его упадок»;
 - «Заговор против Сталина - блеф или реальность». Эффективность данных методик определялась мной по степени усвоения учащимися пройденного материала на контрольном уроке. Процент усвоения знаний на уроках с применением данной методики составляет 98,7%, что на 18% выше, чем на обычных уроках. Средний бал учащихся составляет 4,7,а на обычных уроках 3,8 Данные методики позволяют развивать у учащихся следующие качества во время урока:
 - коммуникативную грамотность;
 - умение четко излагать свою точку зрения;
 - умение самостоятельно готовить проблемный материал;
 - умение выделять главную мысль;
 - умение выслушивать собеседника и делать выводы из услышанного;
 - умение обобщать и синтезировать услышанное;
 - толерантную манеру общения;
 - умение работать с дополнительными источниками информации.
 Для успешного проведения урока по данной методике необходимо создать на уроке обстановку делового обсуждения проблемы:
 - желательно чтобы все участники обсуждения сидели лицом друг к другу;
 - ведущий должен располагаться таким образом, чтобы его видели все участники обсуждения;
 - обсуждение должно проходить по строго установленным правилам;
 - с последовательностью выступлений участники обсуждения должны быть ознакомлены заранее;
 - ведущий должен следить за обсуждением и направлять его;
 - каждый из участников обсуждения должен четко выполнять свою роль.
 Для формирования личности оратора, его способностей, техники публичного выступления, всего комплекса вербальных и невербальных средств воздействия на аудиторию можно использовать запись и последующее воспроизведение различных этапов урока риторики: Использование видео записи позволяет:
 -Создать дополнительную мотивацию говорить правильно и грамотно;
 -Создать определённый эмоциональный барьер, который возникает у говорящего при контакте с техническими средствами и заставляет его волноваться и останавливаться;
 -Выработать способность чувствовать себя свободно при необходимости контакта с техническими средствами записи;
 -Сформировать умение контролировать своё эмоциональное состояние во время выступления;
 -При повторном просмотре найти допущенные ошибки и продумать различные варианты их исправления;
 -Вырабатывает умение самоанализа и адекватного восприятия своего выступления;
 -Даёт возможность публично проанализировать ответ по частям и детально мотивировать выставляемую оценку;
 -Позволяет определить динамику развития ораторских умений и навыков учащихся и составить для него индивидуальный план подготовки.
 Данная технология хорошо зарекомендовала себя на уроках обществознания. Внедрение ее в систему преподавания гуманитарных дисциплин позволит повысить эффективность образовательного процесса. Данная технология повышает воспитательный эффект на уроках, позволяет сформировать ученику свою жизненную позицию, которую в случае необходимости он сможет самостоятельно и аргументировано отстоять.
Категория: Мои статьи | Добавил: gena (02.02.2010)
Просмотров: 1032 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz