Мельниченко Г.В.
Особенности применения методик проведения регламентированного спора при изучении гуманитарных дисциплин в школе.
Методики проведения дебатов и мозгового штурма позволяют четко сформулировать проблемные задачи и создать ситуацию необходимую для их решения на любом уроке. Для реализации данных методик необходимо заинтересовать всех учащихся решением проблемных вопросов. Дебаты и мозговой штурм как виды регламентированного спора дают возможность не только обсуждать общественно важные темы, но и обсуждать учебную деятельность на уроке. Эти методики могут выступать не только как организационная форма обсуждения спорного вопроса, но и как дидактический приём позволяющий оптимизировать изучение любых тем на любых уроках. В основе применения различных форм регламентированного спора или их элементов как дидактических приёмов, находится наличие противоречий присутствующих во многих темах. Исходя из этих утверждений, учащимся были предложены следующие темы:
- «Нужна ли математика в школе»;
- «Прав ли Дарвин»;
- «Противоречивая личность Никиты Хрущева»;
- «Эдисон талантливый учёный или мошенник»;
- «НТР – это прогресс общества или его упадок»;
- «Заговор против Сталина - блеф или реальность». Эффективность данных методик определялась мной по степени усвоения учащимися пройденного материала на контрольном уроке. Процент усвоения знаний на уроках с применением данной методики составляет 98,7%, что на 18% выше, чем на обычных уроках. Средний бал учащихся составляет 4,7,а на обычных уроках 3,8 Данные методики позволяют развивать у учащихся следующие качества во время урока:
- коммуникативную грамотность;
- умение четко излагать свою точку зрения;
- умение самостоятельно готовить проблемный материал;
- умение выделять главную мысль;
- умение выслушивать собеседника и делать выводы из услышанного;
- умение обобщать и синтезировать услышанное;
- толерантную манеру общения;
- умение работать с дополнительными источниками информации.
Для успешного проведения урока по данной методике необходимо создать на уроке обстановку делового обсуждения проблемы:
- желательно чтобы все участники обсуждения сидели лицом друг к другу;
- ведущий должен располагаться таким образом, чтобы его видели все участники обсуждения;
- обсуждение должно проходить по строго установленным правилам;
- с последовательностью выступлений участники обсуждения должны быть ознакомлены заранее;
- ведущий должен следить за обсуждением и направлять его;
- каждый из участников обсуждения должен четко выполнять свою роль.
Для формирования личности оратора, его способностей, техники публичного выступления, всего комплекса вербальных и невербальных средств воздействия на аудиторию можно использовать запись и последующее воспроизведение различных этапов урока риторики: Использование видео записи позволяет:
-Создать дополнительную мотивацию говорить правильно и грамотно;
-Создать определённый эмоциональный барьер, который возникает у говорящего при контакте с техническими средствами и заставляет его волноваться и останавливаться;
-Выработать способность чувствовать себя свободно при необходимости контакта с техническими средствами записи;
-Сформировать умение контролировать своё эмоциональное состояние во время выступления;
-При повторном просмотре найти допущенные ошибки и продумать различные варианты их исправления;
-Вырабатывает умение самоанализа и адекватного восприятия своего выступления;
-Даёт возможность публично проанализировать ответ по частям и детально мотивировать выставляемую оценку;
-Позволяет определить динамику развития ораторских умений и навыков учащихся и составить для него индивидуальный план подготовки.
Данная технология хорошо зарекомендовала себя на уроках обществознания. Внедрение ее в систему преподавания гуманитарных дисциплин позволит повысить эффективность образовательного процесса. Данная технология повышает воспитательный эффект на уроках, позволяет сформировать ученику свою жизненную позицию, которую в случае необходимости он сможет самостоятельно и аргументировано отстоять.
|