Пятница, 10.05.2024, 17:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя Мельниченко Геннадия Валентиновича

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности планирования и работы краеведческого кружка духовно нравственной направленности.
Особенности планирования и работы краеведческого кружка духовно-нравственной направленности в школе.
 
 При планировании работы краеведческого кружка духовно-нравственной направленности следует учитывать такие особенности и требования: работа кружка должна быть направлена на развитие духовно-нравственных ценностей у детей; кружковая работа должна воспитывать детей в духе толерантности и патриотизма основанных на русских национальных традициях; программа должна основываться на изучении духовно-нравственных ценностей народа через изучение истории и традиций родного края; в тематическом планировании должна отражаться роль православной церкви в формировании и сохранении духовно-нравственных ценностей народа; в планировании должно быть предусмотрено сотрудничество с историко-краеведческим музеем, знакомство с его фондами экспозицией и литературой; планирование кружковой работы должно предусматривать обязательное посещение храмов изучение их традиций, особенностей внутреннего устройства и архитектуры; планируя работу кружка необходимо предусмотреть беседы со священниками настоятелями городских храмов; работа кружка должна быть направлена на восстановление утерянных духовно-нравственных ценностей через изучение истории родного горда и его храмов; - практический результат работы кружка должен фиксироваться в видеоотчете(фильме «Потерянный горд»). Примерное тематическое планирование работы краеведческого кружка духовно-нравственной направленности. Знакомство с целями и задачами работы кружка. 1 час. Знакомство с фондами музея. 3 часа. Знакомство с методикой краеведческой работы, а также с методикой написания исследовательских работ. 2 часа. Изучение исторического центра города и храмов находившихся на Соборной площади. 3 часа. Подворье Дивногорского монастыря и острогожская семинария. 3 часа. Чудеса Дивногорской иконы в нашем городе. Традиционные крестные ходы в Острогожске. 4 часа. Почитаемые в нашем городе старцы. 3 часа. Кладбищенские церкви и их история. 2 часа. Неповторимая архитектура храма Рождества Пресвятой Богородицы, и его история. 3 часа. Преображенская (Ильинская) церковь- образец классицизма в архитектуре. Острогожская икона Пресвятой Богородицы. Храмовая роспись. 4 часа. Особенности жизни воинского (Сретенского) храма. История его восстановления. Новые чудеса. 4 часа. Слободские церкви(Михайловская, Вознесенская, Рождества Христова, Живоносный источник). 2 часа. Работа кружка предусматривает сочетание теоретических и практических занятий. Содержание теоретических занятий обуславливается тематическим планированием. После каждой теоретической темы проводится практическое занятие экскурсия. Всего предусмотрено планированием 12 экскурсий. Знакомство с фондами музея проводят его сотрудники. Они показывают учащимся экспозицию, знакомят их с каталогами, обучают методике работы с музейными фондами. Для знакомства с методикой краеведческой работы сотрудники музея приглашают учащихся поучаствовать в открытых заседаниях ученого совета, где знакомят их с ведущими краеведами города. В ходе изучения первых тем перед учащимися ставится задача реконструировать древний центр города, определить местонахождение самых древних ныне утерянных храмов, реконструировать их внутреннее убранство, изучить их социальную и культурную роль для древнего населения нашего города. В ходе данной работы учащиеся сопоставляют современную архитектуру с планом древнего города. Изучая действующие храмы, учащиеся, восстанавливают утерянные исторические факты, характеризующие жизнь храма и его прихода, беседуют с настоятелями, изучают современное состояние храма и его прихода. Учащиеся изучают уникальные святыни, которые хранятся в каждом действующем храме. Особое внимание в ходе проведения данной работы уделяется чудесным образом сохранившемуся образу Тихона Задонского, образу Пресвятой Богородицы (Острогожская), а также обстоятельствам восстановления Сретенского храма. Особого внимания заслуживает изучение пожертвованных икон и предметов храмовой утвари. Исследовательская работа в кружке должна охватывать все сферы духовно-нравственной жизни города, включая жизнеописание острогожских старцев, изучение состояния образования и влияние на него церкви в городе, этнографическое исследование местных суеверий и преданий, отражающих духовные противоречия местного населения. В ходе изучения духовно-нравственной жизни города невозможно не обратить внимания на историю его возникновения, поскольку его возникновение было прямо связано с деятельностью Петра1 и святителя Митрофана Воронежского. Изучая чудеса Дивногорсой иконы особое внимание приделяется тому, как крестный ход с ней дважды спасал наш город от холеры. Итогом кружковой работы, является создание фильма об утерянных духовно-нравственных ценностях родного города «Потерянный город». После окончания поисковой работы проводится презентация фильма. Кружковая работа позволяет значительно повысить эффективность учебно-воспитательной работы в школе направленной на эстетическое и духовно-нравственное воспитание школьников. Такой способ организации деятельности позволяет повысить интерес к истории родного края его традициям и устоям духовной жизни своего народа. Данная программа позволяет увидеть самобытность русской культуры и проследить при этом влияние на нее различных зарубежных культур. В ходе исследовательской работы устанавливаются сферы общественной жизни, которые были подвержены зарубежному влиянию, а также те сферы, которые внешним влияниям были не подвержены. Общее направление исследовательской деятельности должно сформировать мнение о том, что русская культура всегда оставалась своеобразной она основывалась на вековых традициях народа, главным хранителем которых всегда была церковь. Православная церковь формировала мировозрение народа, православные традиции стали основой официальной и бытовой культуры народа. Зарубежные влияния имели сугубо внешний характер, глубин народного мировозрения и социальной жизни они не затрагивали. Презентация проходит в форме заочной экскурсии по городу. Во время презентации демонстрируются при помощи медиапроектора следующие кадры в соответствии с их хронологией: планы застройки города, начиная от основания крепости и заканчивая современной застройкой; реконструкция Острогожской крепости; вид центра города (Соборная площадь) в 19 веке; панорамные съемки сделанные с пожарной каланчи в 19 веке (вид на Рождество-Богородицкий и Преображенский храм, вид на Соборную площадь); панорамные виды с вокзала на Лушниковку и с Лушниковки на центр города, виды на Богоявленскую церковь; иллюстрации боевого прошлого нашего города (казачьи знамена, предметы быта и оружие казаков); презентация заканчивается показом видов современного города, которые совмещаются с видами старого города; после презентации следует общий показ фильма. Презентация сопровождается короткими, до 2 минут, выступлениями и пояснениями участников кружка. Работа кружка вызывает большой интерес у учащихся и их родителей. Как показали проведенные опросы, этот интерес вызван духовным голодом, который возник у детей и их родителей. Причиной духовного голода является отсутствие объединяющей идеи в обществе, безысходность существования, которые формируют индивидуализм и попрание общественно-нравственных ценностей. Проведенный опрос показал, что именно православие может стать основой государственной объединяющей идеи потому, что оно отражает вековые традиции нашего народа и четко формулирует смысл жизни. Собранные данные показали, что работу по духовно-нравственному воспитанию надо расширять и развивать, разнообразить ее формы и вовлекать в нее большее количество людей.
Категория: Мои статьи | Добавил: gena (22.04.2010)
Просмотров: 4918 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz